Дневник Зожника
ЗОЖНИК
22.05.2019 12:01

В чем причины орторексии?


Перед вами отрывок главы из книги “Орторексия. Когда здоровое питание вредит”. Ее написала Рене Макгрегор – квалифицированная специалистка по клиническому и спортивному питанию, которая всесторонне изучив проблему, разработала действенную методику борьбы с этим расстройством.

Орторексия связана прежде всего с навязчивым желанием стать лучше, а не с упрямым стремлением к идеальному весу, характерному для более детально изученных анорексии и булимии.

Цель орторексика — самосовершенствование при помощи улучшения своего рациона и образа жизни, а не ограничение или сжигание калорий.

Все эти 3 вида расстройств пищевого поведения имеют очевидно схожие триггеры. Эти механизмы и являются фундаментальными основами орторексии (а также анорексии и булимии) — «причины», пожалуй, слишком узкое понятие.

Бесконтрольность

Не в нашей власти контролировать внешний вид и чувства других людей. Точно так же мы не в состоянии контролировать, что с нами происходит в течение дня, недели или года. Недовольство жизнью и собой, ощущение бессилия и неспособности повлиять на происходящее могут заставить уязвимого человека рассматривать питание как сферу, которую он способен полностью контролировать, благодаря чему, как ему кажется, удастся привести в порядок и все остальное.

Это хорошо заметно на примере маленьких детей: представьте себе малыша, которому все постоянно диктуют, что делать, как себя вести и даже что надеть. Но вечером за ужином малыш наотрез отказывается от морковки, брокколи, курицы. Почему? А потому, что если у тебя нет совсем никакого контроля над ситуацией, то как минимум решать, что положить в рот, ты можешь сам. Рот на замок — и родители бессильны.

Именно чувство бесконтрольности порождает навязчивое, предсказуемое поведение; оно может проявляться как следование строгой диете или приверженность определенной последовательности действий при выполнении ряда задач. Неудивительно, что люди с расстройствами пищевого поведения нередко склонны к ОКР (обсесси́вно-компульси́вное расстро́йство).

Низкая самооценка

Стремление «очистить» тело и избавиться таким образом от чувства «неправильности» или «несовершенства» проявляется в анорексии как голодание, в булимии как вызывание рвоты, а в орторексии — как строгое следование определенному рациону. Конечно, низкая самооценка — явление вовсе не такое простое.

Ощущение своего несовершенства имеет глубокие корни и возникает из-за многолетних неудач или пережитых травм, тревог, стресса. А вот неукоснительное соблюдение правил питания порождает чувство успешности и полноты жизни. Человек рассуждает примерно так: «Если я смог принять эти правила и соблюдать их, невзирая ни на что, значит, я чего-то да стою».

Стремление к идеалу

Причинам орторексии было посвящено исследование, опубликованное в апреле 2016 года в Eating and Weight Disorders Journal (EWD). 220 его участников заполнили анкету с вопросами об их отношении к перфекционизму, восприятии своего тела, взаимодействии с другими людьми и самооценке. Оказалось, что, как и в вышеописанном случае, более явную склонность к орторексии проявили те, кто был сильнее всего недоволен своим телом и чувствовал потребность в самосовершенствовании.

И это понятно: (извращенная) логика диктует им, что только абсолютное и буквальное следование правилам делает человека совершенным.

Отсутствие жалости к себе

Я обнаружила, что одна из самых острых тем, которые из раза в раз всплывают во время работы с пациентами, страдающими от расстройств пищевого поведения вроде орторексии, — это отсутствие жалости к себе, неумение быть к себе добрым. Здоровый человек знает, что в мире нет совершенства: не бывает идеальных путешествий, идеальной еды, идеальной чашки кофе, не говоря уже об идеальном теле.

Здоровый человек снисходителен ко всем странностям и превратностям жизни и даже радуется им, как ярким бликам на сером фоне обыденности. Но орторексик ощущает потребность в том, чтобы быть идеальным. Когда достичь идеала не получается, вместо того, чтобы пожать плечами и жить дальше, орторексик начинает винить себя, упрекать, становится противен себе самому.

Он не сдается, даже когда тело «умоляет о пощаде» (когда возникает боль, чувство сильного голода или иная физическая потребность); орторексику кажется, что доброты к себе он не заслуживает, потому что недостаточно хорош — то есть не идеален.

Это далеко не полный список болезненных триггеров. Подобно тому, как каждому из нас в рационе нужны определенные продукты, каждый человек имеет собственные психологические «рычаги», «тормоза» и «точки соприкосновения». Ни в коем случае не претендую на то, чтобы назвать свое описание этих особенностей исчерпывающим, и даже на то, что все они мне известны, однако именно эти триггеры я чаще всего наблюдаю у тех, кто обращается ко мне за помощью.


Внешний триггер: опасная информация

В этой главе я попыталась дать определение орторексии, описав ее симптомы и возможные причины. Необходимо разобраться с еще одним существенным внешним триггером, на который, как мне кажется, мы можем реально повлиять как люди со стороны, всерьез озабоченные состоянием своих близких.

Мы знаем, что нередко причиной возникновения заболеваний, связанных с расстройством пищевого поведения, является стремление к совершенству во внешнем виде, в ощущениях и поведении. Современные исследования показывают, что недовольство своей внешностью проявляется даже у шестилетних детей — остается только гадать, что с ними будет дальше.

Откуда же взялся этот идеализм? Почему от него так трудно избавиться?

В последние годы в усилении людского недовольства собой активно обвиняют индустрию моды, изображения моделей в журналах и СМИ. Вот данные статистики:

  • 85% содержания глянцевых и модных журналов вызывает у читателя ощущение собственного несовершенства и несоответствия идеалу.
  • После 3 минут чтения модного журнала у 75% читательниц возникает ощущение вины, стыда и подавленности.
  • Большинство читательниц модных журналов — женщины старше 40 лет, однако на страницах таких изданий женщины этого возраста присутствуют лишь на трети фотографий, а на двух третях изображений читатели видят значительно более юных моделей.

Сегодня мы имеем дело не только с печатными изданиями, но и с социальными сетями. На самых популярных из них (Facebook, Snapchat, Instagram, Pinterest и другие) зарегистрировано более 100 000 000 пользователей. Свыше 60% подростков 13–17 лет имеют по крайней мере один профиль в соцсетях, многие более двух часов в день общаются на различных сайтах.

Пока нет достаточных статистических данных для верной оценки демографии орторексии, но по собственному опыту могу сказать, что эта возрастная группа также очень подвержена моде на «чистое» питание; и многие подростки обращаются к весьма жестким системам, например вегетарианству или веганству, и подводят под свой выбор всякого рода этические обоснования. Более того, благодаря социальным сетям сегодня проще вдохновиться искаженными образами успеха и «совершенства».

При помощи сайтов стало значительно легче создавать различные тренды и следовать им. Изображения красиво сервированной «чистой» еды; подтянутые загорелые тела; тренировки для повышения тонуса мышц доступны в любое время суток в прекрасном качестве изображения и в ярчайших красках. Нам постоянно предлагают способы критически взглянуть на свое тело, образ жизни и здоровье; на нашу самооценку непрестанно давят.

Мы живем в дивный век информации — интернет моментально снабжает нас любыми сведениями, на поиск которых еще несколько десятилетий назад у нас ушло бы несколько дней. Но как раз это и таит в себе большую опасность: ведь далеко не все из того, что можно найти в интернете, имеет научное обоснование и качественно проверяется.

Давным-давно известно: не стоит верить всему тому, что читаешь. Все мы падки на сказки о чудесном обогащении и внезапном исцелении; все жаждем постичь тайны красоты, молодости и долголетия. Поэтому, когда впечатлительный и ранимый молодой человек натыкается на блог, видеоблог или веб-страницу, где ему внушают: «Будешь есть, как я, — станешь таким же, как я» (обычно это исходит от человека стильного, успешного, во всех отношениях безупречного), неудивительно, что один клик становится тысячей кликов, один подписчик — десятью тысячами подписчиков и вдруг очень личная, очень индивидуальная история успеха превращается в свод непреложных правил, якобы подходящих всем без исключения.

Взгляните на это глазами ученого: история одного человека, которого оздоровили изменения в питании, напоминает исследование, проведенное при участии всего одного испытуемого. Таких исследований попросту не существует; такое смешно даже предположить. То, что помогает одному, скорее всего, окажется бесполезным для всех остальных.

Не то чтобы в социальных сетях нельзя найти ничего полезного — я вовсе не это имею в виду, но хочу призвать вас к бдительности там, где любой человек может размещать любую информацию. Например, отказ от молочных продуктов едва ли сможет оздоровить мир. Гораздо вероятнее, что у большинства людей такая мера снизит уровень кальция и полезных жиров и приведет к соответствующим проблемам со здоровьем (к хрупкости костей, нарушению гормонального баланса и другим последствиям) и лишь тем немногим, у кого есть настоящая непереносимость лактозы, такой отказ пойдет на пользу.

Будьте скептиками: в последнее время немало известных блогеров признались, что стиль жизни и образ, которые они демонстрируют в соцсетях, весьма далеки от реальности. Одна блогерша рассказала, что фотографировала свой пресс больше ста раз, чтобы поймать нужный ракурс и продемонстрировать безупречный тонус мышц. (Посмотрите фото из проекта “Реальность против инстаграма“!).

Другая призналась, что выкладывала фотографии зеленых соков, уверяя, что именно благодаря им она так шикарно выглядит, но умалчивая о том, что не переносит их вкуса. Еще один блогер проболтался, что однажды ему пришлось отфотошопить фотографию своего обеда, чтобы тот казался аппетитнее, а на самом деле в тарелке была такая противная бурда, что, сделав снимок, он тут же отправил ее в помойное ведро.

Повторяю: не стоит верить всему тому, что читаешь.

Страница книги на официальном сайте издательства “Альпина”