Отрывок из книги “Биология добра и зла”
ученого Роберта Сапольски с примерами того, как информация от наших
внутренних органов и внешняя среда влияют на наше поведение. Наш мозг непрерывно получает информацию, причем не только о внешнем
мире, но и о том, что происходит внутри нашего тела. У вас болит
спина, вы голодны, из-за скопления газов в кишечнике, зудит большой
палец на ноге. Такая информация меняет наше поведение.
Здесь уместно вспомнить проверенную временем теорию Джеймса —
Ланге, названную по имени Уильяма Джеймса, великого гуру
психологии, и Карла Ланге, не слишком известного датского медика. В
1880-х гг. они оба, независимо друг от друга, выдвинули диковинную
идею. Как соотносятся наши эмоции и спонтанные физиологические
(автономные) телесные реакции? Вроде все очевидно: за вами гонится
лев, вы в ужасе, сердце начинает колотиться. Джеймс и Ланге
предположили прямо противоположный порядок событий: ваше
подсознание замечает льва, ускоряет сердечный ритм; затем сознание
получает информацию от внутренних органов и делает вывод:
«Ага, у меня ускорился сердечный ритм,
должно быть, я боюсь». Другими словами, вы решаете, что вам
чувствовать, на основании телесных сигналов.
Некоторые наблюдения подтверждают эту идею. Мне больше всего
нравятся вот эти: а) если заставить человека в депрессии
улыбнуться, то вскоре он почувствует себя лучше; б) попросите
человека принять гордую, «доминантную», осанку, и он начнет себя
ощущать более «доминантным» (у него снизится уровень гормонов
стресса); в) расслабление мышц снижает тревогу («Все просто ужасно,
но если мои мышцы до того расслаблены, что я сползаю со стула, то,
должно быть, положение улучшается»).
Однако же теория Джеймса — Ланге не работает таким прямолинейным
образом в силу простой конкретики случаев: сердце может ускоренно
биться по самым разным причинам, и как мозг распознает, колотится
оно из-за льва или возбудившись соблазнительным обликом? Более
того, многие автономные реакции слишком медленны, чтобы предварить
сознательное распознавание эмоции.
И все же интероцептивная (то есть от внутренних органов) информация
как минимум влияет на наши чувства, если только не определяет их.
Некоторые участки мозга, которым назначены главные роли в анализе
эмоций, связанных с общением, — ПФК, зона островка, передняя
поясная кора и миндалина — получают массу информации от внутренних
органов.
Этим можно объяснить хорошо известный «пусковой механизм» агрессии
— боль, которая активирует большинство названных участков мозга.
Боль сама по себе не является причиной агрессии, но она усиливает
уже существующие агрессивные наклонности. Другими словами, боль
сделает агрессивного человека более агрессивным, а неагрессивного,
напротив, усмирит.
Интероцептивная информация действует более тонко, чем сцепка боль —
агрессия. Вспомним пример, в котором отслеживалась связь лобной
коры и силы воли. Несколько исследований показали, что сразу после
того, как лобная кора испытуемого всеми силами старалась решить
интеллектуальную задачу, он делался более агрессивным, менее
чутким, менее честным и доброжелательным. Будто бы лобная кора
говорит: «Все, надоело, я устала, и мне неохота думать о других».
По-видимому, сложные задачи затратны для лобной коры с точки зрения
метаболизма. Когда она занята решением задачи, уровень глюкозы в
крови резко падает, а если дать участнику эксперимента сладкое
питье, то работа лобной коры сразу улучшается (в этом эксперименте
контрольная группа пила напиток с сахарозаменителем).
Смотрим далее: голодный человек менее доброжелателен и более
агрессивен (например, он выберет более суровое наказание для
противника в игре). Исследователи спорят, что во всех этих
ситуациях означает ослабление деятельности лобной коры: сниженную
способность к самоконтролю или сниженную мотивацию для него. Но в
любом случае энергия, потребляемая мозгом, в течение нескольких
минут, если не секунд, идет к лобной коре, и количество этой
энергии как-то связано с тем, что совершаются более сложные и более
осознанные действия.
Таким образом, сенсорная информация, поступающая в мозг как из
внешнего мира, так и от тела, очень быстро, непроизвольно и сильно
влияет на наше поведение. Но помимо нее за несколько минут до
типичного для конкретной ситуации поведенческого акта в игру
вступают более сложные стимулы.
Слово обладает силой. Слова спасают, лечат, поднимают настроение,
подавляют и убивают. Предварение ситуации словами меняет наше
социальное — или антисоциальное — поведение.
Мне больше всего нравится иллюстрировать словесную силу примером
дилеммы заключенного. Это экономическая игра, в которой участники
должны решать, сотрудничать им или соревноваться в каждом
последующем сюжетном повороте игры. И интересно, как меняется
поведение, если одну и ту же сюжетную ситуацию называть по-разному:
стоит окрестить игру «Уолл- стрит» —
и игроки склонны меньше сотрудничать.
Название «Содружество» дает прямо
противоположный результат. То же самое получается, если участники
игры перед началом читают список кажущихся несвязанными слов. Слова
просоциальные — душевные, с расплывчатым смыслом, такие как
«помощь», «гармония», «честность», «общий», — вызывают тенденцию к кооперации, а
такие, как «власть», «должность», «напористость», «бесцеремонность», имеют противоположный
эффект.
И это при том, что участники эксперимента читают не Нагорную
проповедь или Айн Рэнд, а просто безобидные, не связанные общим
смыслом слова. И они подсознательно трансформируют наши мысли и
чувства. Один и тот же человек в разных текстах может оказаться
«террористом» и «борцом за свободу».
Примеров, конечно, много. В знаменитом исследовании, удостоенном
Нобелевской премии, Даниэль Канеман и Амос Тверски показали, как
выбор слов влияет на принятие решений. Участники эксперимента
решали, стоит ли назначать — гипотетически, конечно, — лекарство
или нет. Если им говорили, что «при приеме
лекарства 95% людей выживают», то испытуемые, включая
профессиональных докторов, прописывали лекарство с большей
вероятностью, чем если им сообщали, что «в
5% случаев прием лекарства приводит к летальному
исходу».
Вербальная подготовка воздействует на моральную сторону принятия
решений. Каждый юрист знает, что судьи вынесут тот или иной вердикт
в зависимости от того, насколько красочно
описываются действия обвиняемого. Нейровизуализационные
исследования показали, что чем ярче слова, тем больше возбуждается
передняя поясная кора.
На наше поведение за несколько минут до поведенческого акта влияют
некие еще более деликатные сигналы, чем вид, запах, боль в животе
или выбор слов.
В одном исследовании испытуемые, заполняя опросник, высказывали
более выраженное стремление к равенству, если в комнате висел
американский флаг.
Еще один эксперимент проводился в среде английских футбольных
болельщиков: внедренный в их толпу специальный актер должен был
поскользнуться и будто бы повредить лодыжку. Кто ему поможет? Если
актер был одет в майку местной команды, ему помогали с большей
готовностью, чем если на нем была нейтральная одежда или майка
команды противников.
А вот и третье исследование: скромно одетые пары мексиканцев в
течение нескольких дней должны были в час пик стоять на станциях в
«белых» пригородах Бостона. «Мексиканцы» тихонько переговаривались
между собой по-испански. И что в результате? Белые пассажиры
выказывали более негативное, «отторгающее» отношение к мексиканским
(но не к другим) иммигрантам.
Сигналы, касающиеся групповой принадлежности, усложняются у людей,
принадлежащих к нескольким группам. Вспомним знаменитое
исследование, когда участниками эксперимента стали
азиатско-американские женщины, сдававшие экзамен по математике. Все
“знают”, что женщины хуже разбираются в математике, чем мужчины (в
главе 9 мы покажем, что это заблуждение), а азиаты — лучше, чем
американцы. Испытуемые, которых предварительно настроили на мысли о
своей расовой принадлежности, сдали экзамен лучше, чем те, которых
настраивали думать о гендерной.
Есть еще один аспект групповой принадлежности, который сильно
меняет наше поведение, но вокруг которого наросло много
заблуждений. Я говорю о так называемом эффекте постороннего (его еще называют синдромом
Дженовезе). В 1964 г. на жительницу Нью-Йорка Китти Дженовезе
напали прямо во дворе многоквартирного дома, а потом в течение часа
насиловали, мучали и в результате убили. 38 человек слышали ее
крики, и ни один из них не вызвал полицию. Несмотря на убедительный
репортаж в The New York Times, несмотря на то, что общественное
безразличие стало эмблемой всего неприемлемого в обществе, на самом
деле все произошло по-другому. Людей было меньше, чем 38, никто не
видел события целиком, окна у всех были закрыты из-за холодной
погоды, большинство приняло приглушенные звуки с улицы за
свидетельство любовной перебранки*.
Притянутые за уши подробности дела Китти Дженовезе породили миф о
том, что если ситуация требует смелого
вмешательства, то чем больше людей присутствует, тем меньше
вероятность, что кто-то кинется помогать: «Здесь столько народу, наверняка вступится кто-нибудь
другой».
На самом деле эффект постороннего проявляется только в неопасных
ситуациях, в которых вступившемуся грозит лишь ощущение неудобства,
смущение. А вот в ситуациях действительно опасных чем больше людей,
тем скорее каждый из присутствующих вмешается. Почему же? Возможно,
тут присутствует элемент поддержания собственной репутации: много
людей вокруг — много свидетелей героического поступка.
Мужчины, находясь в социально значимых и часто неудобных для них
ситуациях, очень быстро реагируют на целый ряд сигналов. Если
конкретнее, то мы говорим о ситуациях, где присутствуют женщины или
мужчины вынуждены думать о женщинах. В этих случаях мужчины больше
рискуют, принимают поспешные экономические решения, расходуют
деньги на роскошь (но не на обиходные траты).
И даже более того — обаяние присутствующих женщин делает мужчин
более агрессивными: у них, например,
в играх появляется стремление наказывать противника да еще
сопровождать наказание громкими звуками.
Но вот что важно: в тех случаях, когда социальный статус
утверждается «просоциальным» поведением, мужчины в присутствии
женщин становятся настоящими «общественниками». Одно исследование
как раз на эту тему удачно и показательно называлось «Мужская
щедрость как сигнал к интимным отношениям».
Источник:
книга “Биология добра и зла: как наука объясняет наши
поступки”, печатается с разрешения издательства Альпина
Паблишер.