Разрыв эмпатии между “горячим” и “холодным”
состоянием – когнитивное искажение, из-за которого человек
недооценивает влияние внутренних,
глубинных побуждений на свое поведение и предпочтения. Сам термин «разрыв эмпатии между горячим и холодным состоянием» был
предложен психологом Джорджем Лёвенштейном в работах по
поведенческой экономике.
Самый важный аспект концепции разрыва эмпатии: способность понимать зависит от нашего
состояния в текущий момент. Например, когда человек рассержен, ему трудно представить, каково
быть спокойным, и наоборот. А в состоянии влюбленности –
сложно осознать: как можно не испытывать эти чувства или что они
угаснут со временем.
Эмпатический разрыв имеет критическое значение в разных
обстоятельствах, например, в больнице, когда врачу требуется
адекватно оценить уровень физической боли, испытываемой пациентом
{2} или в рабочей обстановке, когда начальнику нужно понять, что
работник просит отпуск по уважительной причине {3}.
Такие “разрывы” можно проанализировать по направлению {2}:
1. От “горячего” к “холодному”: в
“горячем” состоянии (то есть под влиянием висцеральных факторов, подробнее о которых чуть
ниже) люди не могут полностью осознать, насколько их поведение
управляется нынешним внутренним состоянием, им кажется, что
существующие в данный момент краткосрочные
цели связаны с их основными предпочтениями и долгосрочными
устремлениями.
2. От “холодного” к “горячему”: в
“холодном” состоянии людям сложно представить, как они будут себя
вести в “горячем”. Из-за этого они оказываются неподготовленными,
когда рано или поздно они “вскипают” (проявляется сильная
висцеральная мотивация).
Соответственно человеку сложно объяснить самому себе свое поведение
или точно предсказать, как он будет вести себя в будущем в
другом состоянии. Точно также сложно оценить
поведение другого человека, состояние которого отличается от
вашего.
К ним относится множество разнообразных побудительных мотивов:
голод, жажда, половое возбуждение,
у зависимых – желание получить дозу вещества, от которого они
зависят, физическая боль, сильные эмоции и т.д.
Любые из этих факторов оказывают огромное влияние на принятие решений и поведение:
ум под их воздействием, в так называемом “горячем” состоянии,
игнорирует все прочие цели в стремлении удовлетворить глубинные
позывы. Поведение при этом выглядит импульсивным, будто человек
себя не контролирует. {5}{6}{7}
Ученые Амстердамского университета Нордгрен, Ван Дер Плигт и Ван
Харревелд провели в 2006-м году исследование {8}, фрагмент которого
был посвящен оценке влияния боли на прохождение теста памяти.
40 участников запоминали показываемые числа, испытывая болезненные
ощущения – ученые придумали, чтобы они держали одну руку в ведре со
льдом (
воссоздать “горячее” состояние с
помощью льда – весьма иронично – прим. Зожника). Контрольная
группа проходила тот же тест в комфортных условиях. Как и ожидали
авторы, «комфортные» участники показали результаты лучше, чем
испытывавшие боль.
Дальше еще интереснее: проходившим тест со льдом сообщили, что он
провален, и попросили оценить, насколько боль повлияла на их
результаты. Но при этом половина из них снова держала руку в ведре
со льдом, а другая отвечала, не испытывая никаких неудобств. В
итоге участники, находящиеся в “холодном” состоянии (безо льда),
недооценивали влияние боли на
прохождение теста и списывали свои ошибки на другие обстоятельства.
А «горячие» (с рукой во льду при опросе)
точнее оценивали влияние боли.
Половое влечение и пренебрежение
презервативом
Разрыв эмпатии приводит к тому, что в “холодном” состоянии люди не
могли предсказать, что в возбужденном (“горячем”) состоянии готовы
идти на всякие риски и пренебрегут презервативом. {9}
Травля (буллинг)
Особо важно понятие эмпатического разрыва при изучении буллинга
{10}. В одном исследовании базовой теории, что «только
перенося на себя социальные страдания жертвы, человек может понять
разрушительные эффекты буллинга» {11}, ученые провели 5
экспериментов. В 4 из них оценивалось, насколько неизгнанные
участники игры могут оценить степень
социальной боли изгнанных. И
те, кого социально не отдаляли, недооценивали
страдания отдаляемых.
Опрос педагогов о политике школ в случаях буллинга показал, что
испытывавшие на себе социальную боль
учителя оценивали уровень страдания жертв выше, чем учителя, не
имевшие этого опыта. Также страдавшие в прошлом педагоги
были более склонны наказывать учащихся за буллинг {3}.
Эмпатический разрыв
курильщика
Хотя к висцеральным относятся факторы, связанные с выживанием
(например, голод), выработанные зависимости тоже становятся
важнейшими жизненными потребностями из-за поведенческого
расстройства {6}. Исследуя различные зависимости, ученые сделали
ряд открытий и о разрыве эмпатии.
В эксперименте 2008-го исследовался разрыв эмпатии у курильщиков
{12}. Для участия набрали 98 мужчин и женщин, выкуривавших не
менее 10 сигарет в день и не имевших желания бросать, но способных
воздерживаться в течение нескольких часов. Их случайным образом
распределили в три группы: «холодная», «горячая» и «сравнительная».
Перед посещением лаборатории «горячие» не должны были курить 12
часов, «холодных» не ограничивали.
На первой встрече “горячим”, подогретым воздержанием от курения
предложили снять крышку с подноса, на котором лежали пачка любимых
сигарет, зажигалка и пепельница. При этом их попросили зажечь
сигарету, но не курить.
У “холодных” (не страдавших от воздержания) на подносе лежал просто
моток ленты. И «холодным» участникам объяснили, что на второй
встрече их ждет то же, что и «горячих».
Всех участников попросили назвать сумму денег, ради которой они
готовы отказаться от курения на следующей встрече.
На второй встрече участников обеих групп хорошо “подогрели” и
заставили зажигать сигареты после 12-часового отказа от курения и
называли свою «цену».
Итоги: участники из «холодной» группы оказались не готовы к оценке
своего состояния на второй встрече и
недооценили свое желание закурить (
сумма компенсации увеличилась на второй встрече),
а «горячие» были готовы и даже переоценили (сумма компенсации
немного снизилась).
Таким образом,
участники, находившиеся в
“холодном” состоянии, не смогли оценить, насколько сильно им
захочется курить, когда в окажутся в “горячем”.
Автор и переводчик исследований для Зожника:
Алексей Republicommando