Святые о чревоугодии
Святой авва Федор: «тот, кто откармливает свое тело, не зная
воздержания как в питье, так и в еде будет измучивать себя духом
блудодеяния»;
Святой Иоанн Колов: «Кто может быть могучей льва? Однако и он
способен попасть в сети из-за своего чрева и в тот момент вся мощь
его уже ни к чему не услужит»;
Святой Иоанн Лествичник: «Если человек способен победить сию
госпожу пристрасть, то тогда ему будет всякое место способствовать
в получении самообладания, однако если слабость возьмет верх над
человеком, то везде он постигнет бедствия и так до самого
гроба»;
Преподобный Григорий Палама: «Станем же, и мы волноваться, о том,
чтобы, отдавшись вредному пристрастию не потерять обещанного
наследия и благословения от Всевышнего»;
Святой Симеон Новый Богослов: «Кто возжелает различных яств в
большом количестве, тот считается чревоугодником, даже если вкушает
лишь хлеб с водой в причину своей бедности. Немыслимо наполнять и
чрево досыта кушаньями и получать духовное блаженство от умных и
священных благ, ибо кто в какой степени работает для чрева своего,
в такой и обделяет свою плоть от духовного насыщения благами. И
наоборот, кто в какой степени будет свою плоть утончать соизмеримо
с тем что он способен насыщаться яствами и духовными
утешениями»;
Авва Антоний: «Перенасыщение чрева своего пробуждает семя
сластострастия, подавленную тяжестью перенасыщения душу и не имение
возможности рассуждать. Ведь ни единое употребление вина сверх меры
не вселяет в человека безумства, однако и чрезмерное насыщение
яствами способно также помрачать и расстраивать его, лишая
непорочности и чистоты»;
Святитель Иоанн Кассиан Римлянин: «Страсть к объедению можно
разделить на несколько видов: один способен к побуждению
употреблять яства ранее отведенного часа; второй вид почитает лишь
перенасыщение; последний же возжелает лишь лакомого кушанья. Против
чего верующему человеку нужно иметь троякую бдительность, то есть
выжидать определенных часов для употрбления еды, не допускать
перенасыщения и довольствоваться различными, но самыми простыми
яствами».
Как избавиться от греха
чревоугодия
Ища же ответ на вопрос как бороться с чревоугодием, главным образом
следует вооружиться такими инструментами, как:
покаянием за все случаи различного угождения своему чреву;
возражением устремления чревоугодия;
памятство о главном суде и бесконечном возмездии за греховные
деяния;
введение правила для своего чрева и времени для употребления
еды;
молитва от чревоугодия и обжорства оказывает помощь в борьбе, а
также избавления от греховного пристрастия;
благоразумное передерживание поста, который способен привести к
совершенству воздержания;
смертным воспоминанием;
против пристрастия к объедению можно вооружиться произнесение мест
Писания и отцов;
овладение искусством любым способом обмануть свое чрево и не
вкушать пищу во время отсутствия чувства голода;
наказание самого же себя за совершение всяческих уступов для своего
чрева и излишество поклонами и трудом физическим;
обжорство и чревоугодие можно побороть, обратившись в молитвенном
прошение к Всевышнему с призывом о помощи, когда пришло осознание
своего бессилия и страшной немощи в борьбе с таким
пристрастием.
Православная молитва от чревоугодия читается такими словами:
Господи, сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но прибывающее
в живот вечный: очисти раба Твоего от скверны чревообъядения, всего
плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать
сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и
Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое.
Оптинские старцы писали о страстях чревоугодия, винопития и
курения, давали советы о борьбе с этими страстями.
«Удерживай себя от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать
умеренно легкой и известной пищи».
Преподобный Антоний отмечал, что сердечному умилению более всего
препятствуют превозношение (величание) и многоядение:
«Аще не имаши умиления в душе – разумей: яко величание имаши в
сердце твоем или многоядением побеждаешися, сии не оставляют душу
умилитися».
О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал
так:
«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу
есть, так чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы
установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после
принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть
ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без
некоторого отягощения.
Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и
по своему устроению, – здоровый и больной».
Иногда старец Амвросий говаривал кратко, но метко:
«Объястливые уста – свиное корыто».
От излишнего угождения телу предостерегал и преподобный
Иосиф:
«Будешь удерживать чрево от пресыщения и услаждения, а также и тело
от излишнего покоя, то Господь вскоре поможет тебе более работать
для души, чем для тела».
Пресыщенное чрево требует все большей пищи, но она не идет на
пользу. Старец Иосиф пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому,
однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого
воздержания или это уже от природы ему дано. Он отвечал такими
словами:
«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта
поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит:
алчу!»
Преподобный Варсонофий подчеркивал, что чревоугодие ведет к
многоспанию. Он советовал не есть до пресыщения:
«Сон и чрево связаны между собой. При наполненном желудке монах
много спит и просыпает более положенного. Я вам говорил и говорю:
кушайте досыта, но не до пресыщения. Сыты – положите ложку. А иной
уже сыт, а все-таки ест да ест; глаза не сыты – это грех».
Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую
нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон
напоминал:
«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела
другого человека надо четыре фунта хлеба – меньшим количеством
хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что
постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто
употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В
этом-то и заключается воздержание».