Дневник Зожника
Юля М
15.02.2021 09:33

Книжный клуб Зожника. Обсуждение книги февраля

Всем привет!
Сегодня обсуждаем книгу Макса Фрай ..Сказки старого Вильнюса...
.
Под псевдонимом Макс Фрай скрывается писательница Светлана Мартынчик. Она родилась в Одессе, в 1993-м году переехала в Москву, а с 2004 года живёт в Вильнюсе. Помимо большого количества художественных произведений, является автором литературных эссе и анталогий. 
.
Серия ..Сказки старого Вильнюса.. создавалась с 2012 по 2018 гг. и включает в себя 7 сборников коротких рассказов, действие которых разворачивается в историческом центре г. Вильнюса. 
.
Предлагаю несколько вопросов к обсуждению:
1. В большинстве источников в качестве жанра рассказов указана фантастика. Согласны с этим утверждением? 
2. С каким настроением читали книгу? Удалось ли погрузиться в атмосферу волшебства?
3. Какие рассказы особенно понравились? И почему?

.
P.S. Вопросы предлагаются только лишь для ориентира обсуждения. На них можно не отвечать совсем, а просто написать о своих впечатлениях. Можно предложить вопрос для всех участников.

Юля М 15.02.2021 10:14
 2 
Я читала очень мало фантастики и, честно говоря, отношусь к ней очень спокойно. Читаю, так сказать, для общего развития. Читала пару книг Прачетта и Стругацких, на этом, пожалуй, всё. Но несмотря на мой скромный багаж в этом жанре, мне кажется, что ..Сказки старого Вильнюса.. к нему не относятся. Я бы сказала, что это магический реализм (яркие представители жанра: Маркес, Борхес, Гоголь). Но мне кажется, что это классический пример произведений, где в реалистическую картину мира вплетаюстя элементы магии. Такая "фантастика" мне очень понравилась:) Я с удовольствием погружалась в атмосферу этих рассказов. В целом я больше люблю крупные произвдения, но короткая форма рассказа для меня в этом случае оказалась идеальна, потому что оставляла большое пространство для размышлений. Ведь многие из чудес, происходящих с героями книги, случились совсем не случайно...
Мне понравились почти все рассказы, но особенно:
..Все святые.. Рассказ о том, что глубоко внутри мы знаем ответы на все свои вопросы, но иногда так трудно признаться себе в этом, что нам нужен какой-то сигнал извне.
..Ну, например.. Рассказ о том, что в самых обычных на первый взгляд людях есть место волшебству.
..Улица Лапу.. Рассказ о том, как важно и нужно иногда возвращаться в свои детские фантазии.
..Четыре слога.. О том, как важно иметь возможность произнести несказанные вовремя слова.
..Солнечный кофе.. Рассказ о вере в себя и надежде на лучшее.

Lara 15.02.2021 11:40
 3 
Прочитала книгу уже почти месяц назад и если честно - уже почти забыла. Совсем она меня не захватила. Хотя нет, вру, первый рассказ меня захватил, я проглотила его за несколько минут и так ждала продолжения, думала, ну все, сейчас они прыгнут, попадут в другой мир и закрутится. Второй рассказ прочла также быстро, он не был связан с предыдущим, но я все ещё верила, что как-то все вместе склеится. Только на третьем рассказе я поняла, что это рассказы и продолжения не будет. Я люблю читать длинные романы, мне нравится следить за развитием сюжета! Из всего сборника мне понравился только рассказ про Карлсона, наверное потому что он самый длинный и я наконец погрузилась в чтение, не было эффекта прерванного акта, как в остальных. Единственное, по глазам резанули маты, я в жизни их не употребляю и для меня читать такие слова ну как-то совсем неприятно, для меня художественная литература должна быть художественной.
Можно ли отнести эту книгу к фантастике? Думаю да, в ней все время происходят вещи, которые в жизни не происходят:)
С каким настроением читала книгу? Скорее бы дочитать :)))) наверно потому и не запомнилось ничего особо!
В целом книга мне не понравилась, рада, что купила только одну, а то сразу все тома взять хотела!

Lara 15.02.2021 11:45
 2 
Юля М, в дополнение к моему комментарию:) вспомнила про солнечный кофе, да, согласна, он мне тоже понравился, потому что очень созвучен с моими жизненными принципами... А ещё я ненавижу холод :))))

Таня Курбака 15.02.2021 12:11
 3 
Если честно, я отнеслась настороженно к тому, что заявлен жанр фантастика. Такое не люблю, но эксперимент должен был состояться. Но на первых же страницах поняла, что это совсем не фантастика, чему очень обрадовалась! 
С отнесением к магическому реализму полностью согласна, хотя и первый раз встречаю такое определение)) Книга погружает в атмосферу детской наивности, ожидания чуда и волшебства! Такие книги надо читать перед НГ и в рождественские каникулы, чтобы снова поверить, что мы можем свернуть любые горы – главное верить. Такие же ощущения у меня были при чтении книг Эльчина Сафарли: нежные, сразу всех хочется обнять и приласкать)))
Кстати, уже давно хочу побывать в Вильнюсе, он мне представляется именно таким, как в книге - волшебным, неспешным, с прекрасными, приветливыми людьми.
Рассказы не выделяла любимые. Как только поняла, что это будут короткие несвязанные истории - решила, что не нужно привязываться особенно к героям)) Помню только, что один из них мне напомнил общение моего мужа с другом: когда мы только познакомились, мне казалось это таким необычным - придумывать на ходу истории и подыгрывать друг другу - это был один из этапов покорения меня :oops: даже мужу рекомендовала почитать этот рассказ)
В целом, книга понравилась, но это чтиво на 1 раз. Перечитывать не вижу смысла, т.к. магия творится только при первом чтении.
П.С. жду объявления новой книги, мне сегодня как раз в библиотеку бежать))

Таня Курбака 15.02.2021 12:12
 1 
Lara, а мне рассказ про Карлсона, наоборот, показался каким-то затянутым и выбивающимся из общей концепции ритма книги. К тому же, соглашусь, стиль общения смущал и хотел побыстрее дочитать его.

Елена П. 15.02.2021 12:29
 1 
Юля М, да, это скорее мистика, чем фантастика. Но осилила я только половину. Начала за здравие, а потом как-то так все однообразно показалось. Семь книг я бы точно не осилила.

Tina 15.02.2021 13:35
 2 
Мне очень нравятся циклы о Ехо, написанные Мартынчик в творческом дуэте и некоторые сборники рассказов, например, "Большая телега", так что с этой книгой я знакома давно. С одной стороны, я люблю этот легкий стиль и чувство удивления в конце, добрую сказку в каждом рассказе, красоту метафор. С другой, я замечаю, что автор порой "исписывается" и чем дальше, тем заметнее этот печальный процесс.

Первый том "Сказок" мне понравился больше последующих, хотя читала не все, и да, рассказы быстро забываются, сливаются в одно и стираются из памяти. Например, я помню, что мне понравился рассказ про бусины, но уже не помню, в какой из книг он был. С этим я свыклась, это сиюминутное волшебство, и читать такие произведения лучше порционно, в качестве отдыха. Заварить кофе, сесть у окна, прочесть рассказ и насквозь пропитаться ванилью, да.) Так что автору я говорю спасибо за ее идеи, за волшебную атмосферу, и в то же время стараюсь не ждать от нее многого.

"Применять по рассказу под горячий напиток в моменты, когда хочется отдохнуть и отвлечься", это мой рецепт чтения "Сказок старого Вильнюса".

Ольга 15.02.2021 19:56
 5 
Моя любовь к сказкам началась в глубоком детстве с неадаптированного двухтомника Андерсена – тогда мне стало понятно, что волшебство оно здесь, рядом. И у всего есть душа. И, на самом деле, если очень захотеть, можно разогнаться как следует и полететь. Просто люди почему-то разучились так разгоняться и утратили навык. А взрослые просто заняты всякими //серьёзными// делами и просто не замечают простых вещей, да и забыли про всё на свете… и, как справедливо заметил Смерть у Пратчетта - если они не ожидают увидеть лошадь на крыше замка, они никогда её там не увидят. Даже, если она там есть.
      Мне казалось, что я читала что-то из сказок старого Вильнюса, но, наверное, это была какая-то одна сказка и не из первой книги. Запомнилось общее впечатление – приятный язык, атмосфера волшебства, удачные повороты. И сейчас это впечатление оправдалось и даже усилилось, и приняло конкретные очертания.
      Я прочитала первый том с удовольствием. Сказки существуют вроде каждая сама по себе и, в то же время, вплетаются в общую магическую атмосферу старого города и связываются друг с другом волшебными нитями. Вот двор, в которым живёт василиск. Волшебные туфли для сна, одев которые ты точно проснёшься в своей постели (а не заплутаешь где-то в пространстве и во времени). Аромат кофе (который так любит сам автор). И, наконец, князь Гедиминас, которому приснился это город и продолжает сниться до сих пор.
Из общей канвы для себя я бы выделила следующие сказки:
//Халва в шоколаде// - опять рассказ о возвращении к себе и о том, что чудеса случаются не только с маленькими девочками, но и со взрослыми тётями. Надо только по-настоящему захотеть.  //Всё началось с халвы в шоколаде. А потом, много лет спустя, всё началось с халвы в шоколаде ещё раз.//(с)
//Полиция города Вильнюса// - потому, что это примерно так всё и происходит. Когда я читала этот рассказ – у меня по спине побежали мурашки, настолько всё было узнаваемо. То есть у автора схожий с моим опыт кошмарных сновидений. Или он где-то досконально изучал этот вопрос. У меня есть один повторяющийся кошмарный сон с вариациями, но у меня пока получается (тьфу-тьфу) выходить из него криком и прогонять «нечто». И вот, думаю, такая полиция мне бы точно в том сне не помешала бы.
// Карлсон, который// - о разном. В частности, о том, как важно смотреть в лицо своим страхам, осознавать, чего ты на самом деле боишься и, для обретения чего-то важного, идти туда, где страшно.
//Солнечный кофе// - лучше чем Юля, я не напишу :). И вот у меня с Нового года (ещё до прочтения этой книги) возникло чёткое ощущение //точки отсчёта//, когда откладывать уже некуда и надо действовать, так что эта сказка как нельзя лучше уложилась в моё сегодняшнее состояние. Да, и ещё зелёная дублёнка:).
P.S. О жанре. Нет, я не согласна, что это фантастика. И даже не городское фэнтези. Пожалуй, определение //магический реализм// ближе всего.
P.S.2 И я всё-таки нашла в нашем городе ту самую //Халву в шоколаде// в золотой с красным обёртке и это, действительно, вкусно :)

Елена RS 15.02.2021 20:14
 1 
Ольга, :rose:

Ольга 15.02.2021 20:34
 2 
Tina написал:
Применять по рассказу под горячий напиток в моменты, когда хочется отдохнуть и отвлечься

- примерно так я с ними и поступала :)

Елена RS 15.02.2021 20:40
 3 
Обожаю сказки :)
Читала  книгу и наслаждалась атмосферой старого города. Как  детстве, когда  у каждого предмета  на  улице  есть своя  история, своя  сказка. И эту  сказку, может быть,   нашептал ветер, дующий  с  юго-запада.
Поразила воображение первая  сказка "На сдачу..." вместе  с   девочкой  прыгала  по классикам,  заглядывала  в  последнюю клеточку  классиков, попадая в таинственный  мир.  Пила  кофе в  кофейне, слушала  сказки ветров, угощала  коньяком  лежачих полицейских)

Ольга 16.02.2021 08:25
 1 
Елена RS, :хорошо:А вильнюсские полицейские, которые могут и горячим кофе молчаливого товарища на посту напоить и зайти в сон, чтобы обезвредить убийцу - очень напомнили мне своих коллег :) Одних - из //Ночного дозора//, Лукьяненко, вторых - из //Стража! Стража!// Пратчетта :).

Таня Курбака 16.02.2021 08:41
 1 
Ольга, ух, слюнки побежали :)

Tina 16.02.2021 09:40
 2 
Я тут подумала, почему эту книгу местами считают фантастикой, и вспомнила "Дверь в стене" Уэллса. Это тоже официально фантастика, хотя по сути, там все как в рассказах Фрая, и все же рассказ признали фантастическим. Погуглила определение жанра, оказалось, фантастика - это все, что связано с нарушением реальности и добавлением необычайного. В таком широком смысле это фантастика, конечно. Спасибо за этот вопрос, заданный в топике, будет над чем поразмыслить в ближайшее время!

А что мы читаем дальше?)

Ольга 16.02.2021 09:58
 3 
Tina, на тему жанров мне вспомнился мой диалог с мужем о музыке. Вот эта привычка людей всё подводить под какие-то рамки, типизировать и систематизировать чем дальше тем больше показывает свою, как бы это сказать, несостоятельность. Так как очень много смешений и чем дальше, тем больше. Зачастую очень сложно отнести то же музыкальное произведение к какому-то одному жанру, так как оно содержит в себе элементы очень многих. И рождаются всякие многоступенчатые типы вроде Джаз-рок/фьюжн и т.д. Хотя там может быть включён и Поп и кантри и рэп и этника и всё что угодно :) Не говоря уже о качестве музыкального произведения.
Мне кажется, в прозе примерно то же. Если взять ту же //Фантастику//...Стругацкие, Лем, Желязны, Кларк, Уэллс, Толкиен, Брэдберри, Пратчетт, Ле Гуинн, Кинг...Фрай, наконец - фантастика? Ну, да...Но это же совершенно, совершенно разные авторы, а у некоторых (тот же Брэдберри) есть совершенно разные книги!
И, например, человек прочитав какую-то одну книгу у кого-то одного из этих авторов (или какого-то проходного автора-однодневку), относящегося к жанру //фантастика// подумает - да нет, это лабуда какая-то, я не люблю //фантастику//!
И потом будет потом проходить мимо книг, отнесённых кем-то к этому жанру, полагая, что все они мазаны одним миром. Но ведь это же, в корне, неверно!

Lara 16.02.2021 09:58
 2 
Tina, да, мне тоже интересно :) давайте что-то более глубокомысленное:)))

Tina 16.02.2021 10:16
 1 
Ольга, конечно, должны быть и поджанры, например, научная фантастика, а можно и еще детальнее классифицировать. Вчера начала слушать "Фирму" Гришема, так вот там жанр - юридический триллер. Впервые вижу такой жанр, но зато сразу понятно, что ждет внутри.) Мне кажется, жанры как классификация вполне допустимы, так легче ориентироваться в изобилии информации (да в том же магазине проще найти книгу по указанию жанра на стеллаже), а вот жанры как самовозведенные рамки, за пределами которых находится контент, который игнорируется, это уже не очень хорошо.

Ольга 16.02.2021 10:38
 1 
Tina написал:
да в том же магазине проще найти книгу по указанию жанра на стеллаже

- вот с этим соглашусь :) Если я знаю, например, что Пратчетта относят к жанру //фэнтези//, то - да, я буду искать его на полках с фэнтези :)

Юля М 16.02.2021 12:12
 1 
Елена Протасенко, я тоже только одну причатала. Хотя взяла в библиотеке два тома. Может быть потом под настроение ещё несколько рассказов прочту)

Юля М 16.02.2021 12:17
Lara, я тоже привыкла читать длинные книги. Мне нравится надолго погружаться в атмосферу произведения, улчше узнавать героев, следить за развитием сюжета. Но в форме рассказа для меня тоже что-то есть. Мне кажется, он //работает// на читателя и после того, как закончился, потому что даёт возможность поразмыслить о том, а что же было дальше и что предшествовало событиям. Именно поэтому я старалась читать по одному рассказу, чтобы было время его осмыслить :)

Юля М 16.02.2021 12:18
Таня Курбака, Согласна. По моим ощущениям, этот рассказ выбился из общей канвы. Там и мат появился, и наркотики, и пьяный угар:) В остальных рассках герои пили кофе, гуляли, мечтали, вспоминали детство, а тут...

Юля М 16.02.2021 12:20
Таня Курбака, Мне тоже сразу захотелосьв Вильнюс!) Извините, что вчера не написала про следующую книгу, не успела(

Юля М 16.02.2021 12:23
 1 
Tina, Мне кажется, что авторы, которые пишут в таком объеме, неизбежно время от времени исписываются, а на самом деле просто печатают всё написанное, не фильтруя, что получилось, а что не очень... 
.
Рассказ про бусины как раз из первого тома! Я его упомянула в своём отзыве. Называется "Улица Лапу". Мне тоже очень понравился!!!

Юля М 16.02.2021 12:26
 1 
Ольга, Да, //Полиция города Вильнюса// меня тоже очень зацепил!

Юля М 16.02.2021 12:29
 1 
Tina, да, строго говоря, //магический реализм// - это не жанр вовсе, а художественный метод. Наверное, таким не большим любителям фантастики как я, нужно какое-то альтернативное название)) А так, конечно, с точки зрения жанра - фантастака. 
Про книгу марта напишу в отдельном посте, чтобы информация не затерялась.

Lara 16.02.2021 15:35
 1 
Юля М, ну да, может если бы читала по одному рассказу, смысла больше было бы... Но я так не могу, я читательский алкоголик, как начинаю читать - остановиться не могу, пока либо совсем надо спать идти, либо что-то делать, либо книга закончилась.... А в состоянии аффекта, если книга закончилась, могу и что-то другое начать читать :)